В силу статьи № 8 первой части Налогового кодекса Российской Федерации, принятого 16 июля 1998 года и вступившего в действие с 1 января 1999 года, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Как видно из определения, платеж, имеющий право называться налогом, обязан обладать рядом характерных признаков. Следовательно, не каждый платеж, осуществляемый фирмой, надлежит считать налогом. Как определить, является ли платеж, сбор или отчисление налогом? Если не углубляться в научные рассуждения по этому поводу, то все платежи и отчисления, которые перечислены в Налоговом кодексе, являются законно установленными налогами. Все остальное не обладает правом называться налогом.
Для чего нужны налоги? Налоги придуманы ещё во времена античности и с тех пор являются источником пополнения бюджета любого государства. Они направляются в те области экономики, которые не могут существовать без государственных дотаций из-за низкой собственной прибыльностью. Это такие отрасли, как кораблестроение, оборона, наука, социальная сфера и другие. Польза же от поддержания этих отраслей весома и существенна. Все мы хотим, что бы наш жизненный уровень постоянно повышался. Поэтому и предприятия, и граждане обязаны жертвовать часть доходов в казну государства. А для регулирования поступления этих денежных средств и была придумана Налоговая система.
В настоящее время все отношения в налоговой системе устанавливает Налоговый кодекс. Налоговый кодекс РФ состоит из двух частей:
- Первая часть Налогового кодекса прописывает общие положения в налоговой системе: понятие налога, налогоплательщика, налоговые правонарушения и т.д.;
- Вторая часть Налогового кодекса расписывает кем, как и в каком порядке следует платить налоги.
Согласно статье 12 Налогового кодекса на территории Российской Федерации взимаются три вида налогов и сборов:
- Федеральные налоги — это налоги, поступающие в федеральный бюджет страны;
- Региональные налоги — это налоги субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург);
- Местные налоги — эти налоги «оседают» в местных бюджетах.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- государственная пошлина.
Региональными налогами являются:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог.
Местными считаются:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
Не стоит думать, что федеральные налоги придумывает государство, региональные — главы администраций субъектов Российской Федерации, а местные налоги придумывают местные органы самоуправления — городская дума, поселковый совет и т.д. Это абсолютно неверное мнение. Все налоги, которые могут законно взиматься, уже «придуманы» Государственной думой и перечислены в Налоговом кодексе, в статьях 13, 14, 15. Именно Налоговый кодекс РФ устанавливает все налоги, включая региональные и местные. В пункте 6 статьи 12 Налогового кодекса написано, что «не могут устанавливаться ни какие виды налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом».
При этом местные органы управления, обладают следующими правами:
- Вообще не вводить на своей территории местный налог, который записан в Налоговом кодексе;
- Установить размер местного налога ниже той верхней планки, которую определил Федеральный закон.
К сожалению, случается, что не знают этого не только рядовые налогоплательщики, но и некоторые должностные лица (губернаторы областей, мэры городов).
Налогоплательщики — это организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Объект налогообложения — это прибыль, доход, расход, имущество, реализация товаров, работ, услуг или иное обстоятельство, предполагающее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого связано возникновение обязанности по уплате налога.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль считается прибыль, а объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость — выручка от реализации.
Налоговая база — это характеристика объекта налогообложения (стоимостная, физическая или иная).
Налоговый период — календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период состоит из одного или нескольких отчетных периодов.
Отчетный период — отрезок времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате.
Налогу на имущество организаций посвящена глава 30 второй части Налогового кодекса РФ. Статья так и называется: «Налог на имущество организаций». Этим налогом облагается имущество организаций.
Налогом облагается имущество, учитывающееся на балансе организации в качестве объектов основных средств. Земельные участки и иные объекты природопользования (например, водные объекты) не облагаются налогом. То есть налогом на имущество облагаются только основные средства, которые учитываются на балансе предприятия, а основные средства для расчета налога берутся по остаточной стоимости.
Чтобы найти остаточную стоимость, нужно из первоначальной стоимости основного средства вычесть амортизацию. Чтобы определить, какую сумму налога платить, надо среднегодовую стоимость имущества умножить на ставку налога. Заметьте, ставка налога умножается на среднегодовую стоимость имущества, а не на остаточную.
Средняя стоимость имущества определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число каждого месяца отчетного периода и первое число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.
Эта схема уплаты налога применяется не только для налога на имущество, также она используется и в других налогах, в частности — налоге на прибыль.
После расчета средней стоимости, ее следует умножить на ставку налога. Налог на имущество — это региональный налог, поэтому органами управления субъекта Федерации по нему утверждены региональные ставки. Ставка в каждом регионе скорее всего будет различна, но она не должна превысить 2,2 %, это 0,022 доли, от средней стоимости имущества. Местные органы управления могут устанавливать разные ставки налога на имущество. Это зависит от категории налогоплательщиков и от вида основных средств.
Кроме перечисления денежных средств в бюджет, бухгалтер предприятия обязан предоставить в налоговые органы расчеты по авансовым платежам и декларацию по налогу на имущество. Расчеты по авансовым платежам следует предоставить не позже тридцати календарных дней с даты окончания этого отчетного периода, а по итогам налогового периода. То есть за год, нужно уже подавать налоговую декларацию, а не расчет по авансовому платежу. Налоговую декларацию необходимо сдавать не позднее 30 марта следующего года (ст. 386 Налогового кодекса РФ).
Название — налог на добавленную стоимость произошло оттого, что каждое предприятие, которое начисляет этот налог, фактически уплачивает в бюджет сумму налога, рассчитанную исходя из добавленной стоимости, созданной этим предприятием.
Почему предприятия не могут начислять НДС конкретно с добавленной стоимости вместо того, чтобы производить расчет налога обходным путем? Вот главная причина: в тот момент, когда происходит продажа продукта (это может происходить постоянно, в торговле, например) трудно точно определить, какая величина в его стоимости будет представлять собой добавленную, поскольку для определения точных прямых затрат понадобится работа огромного количества бухгалтеров.
Но начислять НДС нужно сразу — в момент продажи товара, так как этот налог косвенный и поэтому его надо сразу передавать от производителя к конечному потребителю. И конечно же НДС оплачиваем мы с вами — конечные потребители, истинные плательщики НДС! Мы оплачиваем общую сумму товара, включая 18% налога на добавленную стоимость, который производители передали нам по цепочке.
Поэтому фактическими плательщиками налога на добавленную стоимость являются потребители товаров, которые не начисляют этот налог, не заполняют декларации, не перечисляют его в счет государства, но оказываются его истинными плательщиками.
Согласно главе 21 Налогового Кодекса все плательщики налога на добавленную стоимость можно делятся на три группы:
- Организации;
- Индивидуальные предприниматели;
- Лица, признаваемые плательщиками НДС в соответствии с Таможенным кодексом РФ в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Первые две категории плательщиков — это фактически все зарегистрированные в РФ фирмы (юридические лица) и предприниматели. К третьей категории относятся не только организации и предприниматели, но и физические лица и иностранные фирмы, которые ввозят товар на территорию России.
Всем организациям и предпринимателям, являющимся плательщиками НДС, обязаны встать на учет в налоговом органе. Никакого заявления для этого писать не нужно. Регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП). После того, как организация или индивидуальный предприниматель будут поставлены на учет, налоговый орган выдает им свидетельство о регистрации установленной формы.
Начиная с 1 января 2019 года, основная ставка налога на добавленную стоимость составляет 18%. Но эта ставка не единственная. Как следует из статьи 164 НК РФ, при начислении налога на добавленную стоимость применяются следующие налоговые ставки:
- 0% — для установленного перечня операций;
- 10% — также для установленного перечня операций;
- 18% — для всех остальных операций,
Также в отдельных случаях в качестве налоговых ставок следует использовать расчетные ставки: 18%/118% или 10%/110%
Полные перечни, по которым применяется та или иная налоговая ставка, установлены в статье 164 НК РФ.